ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД

В 1910 году Ейский купец И.В. Варваров на личные капиталы, полученные в результате торговли зерном, скобяными товарами и сдачи в аренду собственных домов, построил на Ейской косе цементно-алебастровый завод «Пионер».

Построенный в пору нехватки цемента завод относился к разряду предприятий, рассчитанных на использование временного положения, быстрого возвращения всех затрат, а затем и извлечения прибыли. По условиям арендного договора с Ейской городской управой, заводчику разрешалось использовать в качестве сырья морской песок («ракушку»).

И.В. Варваров высоко оценивал свое предприятие и качество его продукции: «На всем земном шаре существует пока только 2 таких цементных завода: Ейский и на острове Цейлон. Качество цемента превосходит все лучшие известные до сих пор цементы в России» - так он писал в заявлении Петербургской конторе Госбанка.

Однако, в 1913 году, не выдержав борьбы с «Цементкругом» и банками, И.В. Варваров вынужден был продать завод есаулу Т.Ф. Камянскому и дворянину Ф.К. Приймаку. Новым владельцам удалось образовать товарищество «Азово-Кубанский портланд - цементный завод «Пионер», но и их попытка поднять производство не увенчалась успехом.

В начале мая 1920 года комиссия, осматривающая завод, составила протокол осмотра этого предприятия и предоставила обстоятельный доклад о его состоянии: завод полуразрушен, над несколькими зданиями нет крыши, торчат лишь деревянные стропила, оконные рамы и двери выбиты, железные балки межэтажных перекрытий сильно погнулись, две печи совершенно разрушены. Поэтому Ейский горисполком принял постановление перевезти оставшееся пригодным оборудование на склад местного СНХ, а большинство зданий и всю территорию предприятия, площадью около 8 дес., передать здравотделу для устройства курорта.

Были  другие причины для полного закрытия предприятия. Учитывая, что завод был построен наспех и относился к разряду предприятий, рассчитанных на использование временной конъюнктуры, при строительстве печей были допущены крупные ошибки, которые впоследствии не могли исправить. Кроме того, основное сырье привозилось баржами из Новороссийска. Все это повышало себестоимость ейского цемента.  Более двух лет завод бездействовал, соответственно восстанавливать такое предприятие было нерентабельно.