1. Новости
  2. Муниципальные новости
  3. Повышение финансовой грамотности

Повышение финансовой грамотности

07.03.2024

Одной из главных задач Стратегии повышения финансовой грамотности было внедрение финансовой грамотности в систему образования. Но для достижения финансовой стабильности и финансового благополучия граждан требуется повышение финансовой культуры в целом. Решению этой задачи будет способствовать Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 года, разрабатываемая Банком России и Министерством финансов. В России развитие грамотности населения в области финансовой компетентности стало весомой заботой правительства. Это связано в первую очередь со сложной экономической информацией, которую далеко не каждый человек может воспринять полноценно и сразу, будучи не специалистом в этой области. Таким образом, была создана специальная программа на проведение образовательных изменений и проведение мероприятий в решении данной проблемы. В программу повышения финансовой грамотности заложены цели, в которых указывается порядок мер, направленных на воссоздание у населения должного поведения для принятия денежных вопросов, которые касаются поднятия услуг и личных средств людей. В рамках Национальной программы граждане России должны выполнять следующие требования: - эффективно управлять личными средствами; - рассчитывать расходы и доходы домохозяйства, планировать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, составлять финансовый план для личных нужд; - оптимизировать соотношения между собственными сбережениями и потреблением; - быть осведомленным в особенностях разных услуг, исследовать ситуации на денежных рынках; - принимать обоснованные решения, касающиеся продуктов и услуг, осознавать ответственность за принятые решения; - осуществлять долгосрочные и пенсионные накопления. Исходя из вышеуказанных критериев, были намечены такие задачи: - разработать доступные информационно-познавательные ресурсы для управления личными средствами, способами их защиты и повышения осведомленности в данных вопросах; - обратить внимание людей на проблему безграмотности в денежной сфере, просветить и проконсультировать в области оказания такого рода услуг, ведь проблема финансовой грамотности заслуживает отдельного внимания со стороны государства и проживающих в нем людей; - спланировать и совершенствовать системы просвещения и  ролики, открыты горячие линии, созданы просветительские сайты, изданы информативные материалы и документы и так далее. Также проводятся и планируются обучающие часы, включающие краткие курсы, семинары, практикумы, обсуждение и разбор различных ситуаций и другое. Также ведется работа и в образовательных учреждениях, так как сегодня это дети, а завтра это: заемщики, плательщики налогов и вкладчики. Поэтому знания надо давать уже в раннем возрасте по данным вопросам. Для реализации знаний, применяются учебники, пособия и электронные ресурсы по данной теме. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам. Проект реализуется при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ, другими ведомствами и организациями. Целевые группы Проекта - Школьники и студенты – будущее экономически активное население и взрослое население – активные и потенциальные пользователи финансовых услуг. Одним из ключевых направлений реализации совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее - Проект) является формирование базовых знаний и навыков населения в области финансовой грамотности, а также разработка и дальнейшее безвозмездное предоставление образовательных материалов неограниченному кругу лиц. В этой связи в рамках реализации Проекта разработан комплект учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для школ (по ступеням образования: 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы), учреждений профессионального образования, а также детских домов и интернатов. В России такая активность имеет существенный сдерживающий фактор в виде недоверия населения к финансовым институтам в целом. Это недоверие базируется на накопленном опыте финансовых потерь на первых этапах формирования финансовых институтов в нашей стране и на старом советском опыте, когда финансовая система не нуждалась в прозрачности, а рыночные механизмы не работали. Преодоление этого недоверия также во многом зависит от уровня финансовой грамотности населения. Под финансовой грамотностью населения принято понимать: 1) умение жить по средствам, не залезать в излишние, непосильные долги. Это означает не полный отказ от использования кредитов, а хорошее планирование кредитования; 2) планирование своих будущих доходов и расходов, для чего желательно вести их ежемесячный учет; 3) знание тех финансовых вопросов, которые непосредственно касаются личных финансов (пенсионное обеспечение, страхование, налогообложение и т.д.). Выделяются следующие основные направления повышения финансовой грамотности населения в России: 1) мониторинг и оценка финансовой грамотности населения; 2) подготовка кадров для реализации программы повышения финансовой грамотности населения; 3) разработка и внедрение курса финансовой грамотности в школьные программы; 4) разработка и внедрение курса финансовой грамотности населения в неэкономических вузах; 5) разработка и реализация программ повышения финансовой грамотности населения как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями при финансовом обеспечении из различных источников; такие программы, как правило, должны ориентироваться на определенные целевые аудитории (например, женщин, студентов, безработных, мигрантов и т.д.); 6) пропаганда необходимости повышения финансовой грамотности населения (социальная реклама в СМИ); 7) организация массовых консультаций для населения по финансовым вопросам. Это свидетельствует о том, что процесс повышения финансовой грамотности в России сдвинулся с мертвой точки. Однако Россия находится в начале долгого пути, преодолеть который необходимо быстрее, чем это делают другие страны. В противном случае мы рискуем потерять не только возможность развития финансового рынка за счет привлечения туда в качестве инвесторов домашних хозяйств, но и лишиться возможности увеличить ВВП за счет финансового сектора который набирает все большие обороты в индустриальных странах.