О муниципально-частном партнерстве
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ‒ это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов муниципально-частного партнерства (МЧП) в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
МЧП-проект – это инвестиционный проект в сфере инфраструктуры, реализуемый совместно публичной и частной сторонами.
На публичной стороне могут выступать органы власти любого уровня в зависимости от их полномочий и задач, решаемых проектом. Публичная сторона предоставляет необходимое имущество (включая земельные участки), а также гарантирует возврат инвестиций частной стороны, в том числе за счет бюджетных выплат.
Частная сторона берет на себя обязательства по полному или частичному финансированию проекта, обеспечению модернизации инфраструктуры и её дальнейшей эксплуатации.
Цель МЧП – привлечь частные инвестиции и бизнес для решения задач, преимущественно социального характера: товары, услуги, строительство объектов социального и инженерного обеспечения. МЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, с помощью которых государство и частный сектор извлекают взаимную выгоду.
Законодательно установлен ряд моделей муниципально-частного партнерства.
Концессионное соглашение регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005, предусматривает право государства на собственность объекта соглашения. Концессионное соглашение предполагает договоренность, по которой частный инвестор создает или реконструирует объекты, права на которые принадлежат государству. Государство же оставляет за инвестором право использования и владения этими объектами на условиях, которые задаются при подписании Концессионного соглашения.
Соглашение государственно-частного партнерства регулируется Федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. При этом предполагается, что объект соглашения – в частной собственности (при соблюдении требований, предусмотренных законодательством).
Существуют и другие модели ГЧП: энергосервисный контракт, контракт жизненного цикла и пр.
Задачи ГЧП (МЧП):
- Увеличение количества инфраструктурных проектов, реализованных с использованием механизмов муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании Ейский район;
- Совершенствование законодательства в области МЧП;
- Создание мер по планированию и управлению за процессами подготовки и исполнения проектов на основе МЧП;
- Подготовка и реализация проектов МЧП – инфраструктурных проектов, направленных на реализацию социально-экономических задач, реализуемых на основе традиционных механизмов взаимодействия государства и частного сектора.
- Подготовка и повышение квалификации сотрудников в области МЧП.
Приоритеты в муниципально - частном партнерстве: социальная, инженерная и транспортная инфраструктура.
Признаки ГЧП (МЧП):
- долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП (МЧП) не менее 3 лет). Отношения в таких соглашениях длятся от 3 до 49 лет;
- распределение рисков и обязанностей между партнерами;
- полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
- объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕХАНИЗМА МЧП
Для публичной стороны |
Для частной стороны |
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде |
Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) |
Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП) |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг |
Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т.ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий |
Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) |
Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике |
Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом |
В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ СОГЛАШЕНИЙ О МЧП,
КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ГОСЗАКАЗА
Параметр сравнения |
Федеральный закон № 115-ФЗ Концессионные соглашения |
Федеральный закон
№ 224-ФЗ |
Перечень объектов |
В отношении объектов, передача которых в частную собственность невозможна / нецелесообразна
Например, коммунальная инфраструктура (теплосети), транспортная инфраструктура (государственные и муниципальные дороги, дорожная инфраструктура и др.) |
В отношении объектов, передача которых в частную собственность возможна / целесообразна
Например, социальная инфраструктура (физкультурно-оздоровительные комплексы, дошкольные образовательные учреждения, промышленность и др.) |
Минимальный срок действия соглашения |
Нет |
3 года |
Возможность передачи объекта соглашения в залог финансирующей организации |
Нет
Передача концессионером в залог объекта КС не допускается (ч. 6 ст. 3 Закона о КС). |
Есть
Только при наличии прямого соглашения |
Обязательная эксплуатация объекта соглашения концессионером /частным партнером
|
Есть |
Нет
Существует возможность осуществления частным партнером технического обслуживания объекта соглашения (ремонта, содержания), без обязательств по эксплуатации (целевому использованию), то есть, оказания услуг потребителям (соответствующие обязанности могут оставаться за публичным партнером) |
Возможность частной инициативы |
Есть
Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300 |
Есть
Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386 |
Оценка эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества |
Нет
|
Есть
Порядок проведения такой оценки утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1514 |
Формы бюджетного финансирования |
Есть
Появилась возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объекты государственной (муниципальной собственности) в соответствии с КС, а также возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункты 5, 6 статьи 78 БК РФ) |
Есть
Появилась возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункт 6 статьи 78 БК РФ) |
Заключение соглашения с зарубежным юридическим лицом |
Есть |
Нет
Участие зарубежных инвесторов возможно через создание российских юридических лиц |
СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЙ
Стороны соглашений о ГЧП (МЧП)
|
Стороны концессионных соглашений |
Частный партнер:
- российское юридическое лицо |
Концессионер:
- индивидуальный предприниматель; - российское юридическое лицо; - иностранное юридическое лицо; -действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица |
Публичный партнер:
- Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган государственной власти);
- субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона, уполномоченный им региональный орган исполнительной власти);
- муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования, уполномоченный им орган местного самоуправления) |
Концедент:
- Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган государственной власти);
- субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона или уполномоченный им региональный орган исполнительной власти);
- муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования или уполномоченный им орган местного самоуправления);
- ГК «Автодор» |