Информация

01.11.2023

В ходе контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Развитие образования в Ейском районе» в 2021-2022 годах образовательным организациям Ейского района на проведение ремонтных работ зданий (нежилых помещений), переданных им на праве оперативного управления (включая расходование субсидий, предоставленных в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ)» установлено, что Управлением образованием администрации муниципального образования Ейский район не обеспечен контроль за планированием и использованием бюджетных средств на проведение ремонтных работ зданий образовательных организаций согласно Бюджетному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ и другим нормативно-правовым актам, выделяемым подведомственным ему организациям, а также не обеспечено соблюдение требований Федерального закона №44-ФЗ в части изменения существенных условий муниципальных контрактов.

Управление образованием администрации муниципального образования Ейский район определено главным распорядителем бюджетных средств для учреждений системы образования (общего, дошкольного и дополнительного) Ейского района.

В муниципальном образовании Ейский район финансовое обеспечение ремонтных работ зданий (нежилых помещений) осуществляется путем предоставления иных субсидий на основании соглашений с образовательными организациями.

Субсидии учреждениям предоставлялись в соответствии с решениями Совета муниципального образования Ейский район решения Совета муниципального образования Ейский район от 9 декабря 2020 года № 321 «О районном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и решения Совета муниципального образования Ейский район от 8 декабря 2021 года № 376 «О районном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на основании распоряжений начальника Управления образованием.

Согласно данным учета, первоначально в районном бюджете были запланированы бюджетные ассигнования на проведение ремонтных работ в образовательных организациях: на 2021 г. – 3323,5 тыс. руб., на 2022 г. – 6344,2 тыс. руб.

В 2021 году по капитальному ремонту зданий (нежилых помещений) было заключено 18 контрактов, в 2022 г. – 16 контрактов.

В 2021г. общий размер расходов бюджетных средств составил 36364,0 тыс. руб., в 2022г. - 68106,6 тыс. руб. В 2022 году произошло резкое увеличение бюджетных расходов на проведение ремонтных работ (на 46,6% или 31742,6 тыс. руб.), которое объясняется поступлением средств федерального бюджета в размере 12503,6 тыс. руб. (в 2021г. – 0,0 руб.), увеличением финансирования средств краевого бюджета на 10728,5 тыс. руб. и средств районного бюджета на 8607,6 тыс. руб.

В ходе проверки эффективности расходования бюджетных средств в 2022 году на проведение ремонтных работ в образовательных организациях отмечен резкий рост начальной максимальной цены контрактов (до 25,5%) к 2021г.

В 2022г. имеют место случаи увеличения цены контракта более чем на 10% (2 контракта – с 74,0% - 97,7%).

По результатам аудита, установлены следующие нарушения:

1. Нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью:

1.1. В нарушение ч.4. ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ в отдельных договорах о передаче в оперативное управление объектов недвижимого имущества сведения, относящиеся к основным сведениям об объектах недвижимого имущества, индивидуализации объекта недвижимости отсутствуют (15 объектов).

1.2. В нарушение ст. 131, 164 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст. 9 Федерального закона №218-ФЗ не соблюдено требование по государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения за исключением земельных участков, в отношении:

- 3-х объектов (общей площадью 4371,3 м2, кадастровой стоимостью 87190,080 тыс. руб.) в части внесения изменений в сведения о правообладателе (договор от 31.08.2015 № 4А заключен с МБОУ ДСКВ №30, выписки выданы на МБОУ ДСВК №36).

- Сведений об обременении (праве аренды) в отношении основного здания по ул. Первомайская / С.Романа, д.196/70 (СОШ Лицей №4), зарегистрированном ранее в ЕГРН. Данные о прекращении обременения не зарегистрированы в ЕГРН.

2. Нарушения при осуществлении муниципальных закупок, требований и норм законодательства РФ при проведении ремонтных работ образовательными организациями:

2.1. В нарушение требований ч.1, 2 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, п.13 Положения о проведении строительного контроля №468 заключение контракта от 04.04.2022г. №62/63ЭА осуществлено с нарушением условий, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, которое привело к необоснованному удорожанию стоимости работ по капитальному ремонту кровли за счет включения в НМЦК стоимости услуг строительного контроля (1,5%) и непредвиденных затрат (2%).

Необоснованное завышение НМЦК (услуги по строительному контролю включены в смету; документы, подтверждающих выполнение непредвиденных работ и их расшифровки - отсутствуют) привело к неэффективному расходованию субсидии на иные цели в сумме 113,4 тыс. руб.

2.2. В действиях должностных лиц МБОУ СОШ №23 усматриваются признаки нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции №135-ФЗ, ст.8 Федерального закона №44-ФЗ которые привели к ограничению конкуренции, в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупок при заключении контрактов на оказание услуг строительного контроля.

Сумма нарушения 126,8 тыс. руб.[1]

2.3. В нарушение п.1.12.10 раздела 1, таблицы ФЕР 12-01-033 раздела 3 Сборника №12 (приложение №12) Приказа Минстроя №876/пр федеральные единичные расценки (ФЕР) по укладке профнастила при корректировке сметы №02-01-01 на капитальный ремонт кровли в здании МБОУ СОШ № 23 им. В.П. Антонюка с. Воронцовка МО Ейский район, применены по расценке укладки металлочерепицы составителем сметы неправомерно, что привело к удорожанию стоимости работ по капитальному ремонту кровли на 727,4 тыс. руб.

2.4. Замена вида работ по укладке профнастила по расценке укладки металлочерепицы не соответствует требованиям пункта 12 Методики определения сметной стоимости № 421/пр капитального ремонта, по выбору сметных нормативов, единичных расценок и их составляющих для определения стоимости строительно-монтажных работ, которые должны соответствовать технологии производства работ, принятой в проектной документации, составу работ, характеристикам и расходу строительных ресурсов, учтенных в сметных нормах.

2.5. Перерасчет сметной стоимости капитального ремонта кровли здания МБОУ СОШ №23 с применением индексов изменения сметной стоимости по текущим ценам 2 квартала 2022г., с учетом дополнительных работ и замены видов работ, в нарушение п.п. 9, 187 (абз.6) Методики определения сметной стоимости №421/пр произведен после заключения (подписания) контракта, что привело к необоснованному увеличению стоимости работ по капитальному ремонту на сумму 2865,5[2] тыс. руб., а также услуг строительного контроля на сумму 28,66 тыс. руб.[3] (с учетом 727,4 тыс. руб.). 

Сумма неэффективного[4] и неправомерного использованию бюджетных средств (иной субсидии) суммарно составила 2 894,2[5] тыс. руб. и подлежит возврату в бюджет.

2.6. На основании расчета, произведенного МУП ОКС Ейского района (справка от 05.10.2023 №1), обоснованное удорожание сметной стоимости работ по контракту составило (расчетно) 1034,2 тыс. руб. или 26,0% и относится к изменению существенных условий контракта, возникших по независящим от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (ст. 65.1 Федерального закона №44-ФЗ).

Стоимость работ в соответствии с расчетом составила 5 026,8 тыс. руб.

2.7. В нарушение ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 3 Порядка изменения существенных условий контракта №589 управлением образованием и руководителем МБОУ СОШ №23 принято решение о внесении изменений в существенные условия контракта (увеличение цены контракта, замена видов работ) в отсутствие обоснования и документов, подтверждающих независящие от (подрядчика) обстоятельства, влекущие невозможность исполнения муниципального контракта от 4 апреля 2022 года №62/63ЭА.

Сумма увеличения контракта составила 3900,0 тыс. руб.

2.8. Руководителем МБОУ СОШ №23 при определении и обосновании изменений существенных условий контракта (цены контракта) на капитальный ремонт кровли в здании школы, использована проектная документация, сформированная с нарушением п.п. 12, 187 (абз.6) Методики определения сметной стоимости №421/пр.

Контрольно-счетной палатой усматривается нарушение ст. 22 и ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Справочно: в соответствии со ст. 4.5 КоАП давность привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения.

2.9. В действиях МБОУ СОШ №23 усматривается признаки нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции №135-ФЗ, ст.8 Федерального закона №44-ФЗ, которые привели к ограничению конкуренции, в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупок при изменении существенных условий контракта по капитальному ремонту (увеличение стоимости на 97,7%).

2.10. В нарушение п.п. 188-189 Методики определения сметной стоимости №421/пр при внесении изменений в сметную документацию МБОУ СОШ №23 не разработаны: 1) сводный сметный расчет определяющий общую сметную стоимость строительства с учетом произведенных изменений проектной и (или) иной технической документации на полный объем работ с учетом объемов корректировки (исключаемых и дополнительных); 2) локальный сметный расчет (смета) на исключаемые объемы работ; 3) локальный сметный расчет (смета) на дополнительные объемы работ; 4) сопоставительная ведомость объемов работ (Приложением №12 к Методике определения сметной стоимости №421/пр.).

2.11. В нарушение ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, п.45 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 Управлением образованием и руководителем МБОУ СОШ №23 не обеспечено проведение повторной государственной экспертизы в части проверки необходимости и правомерности внесенных изменений в проектную документацию.

2.12. Бюджетные средства (иная субсидия) на корректировку сметной документации на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту кровли в здании МБОУ СОШ № 23 (актуализация цен на материалы и оборудование), указанных в сметных расчетах, с внесением их стоимости в локальный сметный расчет в ценах текущего периода по контракту №24 от 31.05.2022г., в сумме 5,5 тыс. руб. потрачены неэффективно (без достижения заданного результата[6]) (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

3. Некачественное выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в части планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований (п.4 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, ст.10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ейский район[7]).

На 2022г. управление образованием заявило потребность в выделении средств местного бюджета на проведение текущего ремонта образовательных организаций в размере 899,4 тыс. руб., на 2020-2021 г.г. потребность составила 0,0 руб. Выполнение плановых текущих ремонтов из заявленной потребности составило 433,2 тыс. руб. или 48,2% в 2022 г., в 2020-2021 г. – 0,0 руб.

Невыполнение плана по текущему ремонту в 2022 г. составило 51,8%.

На 2022г. управление образованием заявило потребность в выделении средств местного бюджета на проведение капитального ремонта зданий в образовательных организациях на сумму в 2020 г. – 9980,0 тыс. руб., в 2021 г. – 65489,0 тыс. руб., в 2022 г. - 57998,0 тыс. руб.

Выполнение заявленной потребности по капитальным ремонтам составило – 224,3 тыс. руб. или 2,4% - в 2020 г. (3 объекта (не окончены) из 7 объектов), 17250,3 тыс. руб. или 26,3% - в 2021 г. (9 объектов (5 объектов не окончены) из 22 объектов) и 17857,4 тыс. руб. или 30,8% - в 2022 г. (7 объектов (6 объектов не окончены) из 27 объектов).

В течении финансового года возникли непредвиденные ремонтные работы, которые по отношению к фактически запланированным ремонтным работам составили - 97,9% в 2020 г. или 18 объектов, 51,8% в 2021 г. или 22 объекта, 73,2% в 2022 г. или 23 объекта.

Таким образом, выполнение плановых ремонтных работ в общем объеме выполненных ремонтных работ составило – 2,1% в 2020 г., 48,2% в 2021 г., 26,8% в 2022 г.

Низкое выполнение плановых ремонтных работ говорит о том, что заявки (предложения) образовательных организаций, включенные в бюджетные проектировки (план) по финансовому обеспечению принимаемых расходных обязательств на очередной финансовый год управлением образованием не проходят оценку на срочность (прямую необходимость) выполнения данных ремонтных работ, т.е. бюджетные проектировки составлены формально.

4. Нарушения и недостатки по результатам оценки реализации мероприятий муниципальной программы и достижения ожидаемых результатов их реализации.

4.1. По мероприятиям на проведение текущего и капитального ремонтов в образовательных организациях в 2019 и 2020 годах в муниципальной программе «Развитие образования в Ейском районе» не предусмотрены целевые показатели.

Соответственно, контроль исполнения мероприятий в отсутствие целевых показателей и оценка эффективности реализации муниципальной программы в 2019-2020 годы не осуществлялись.

В нарушение пункта 2.2.2. Порядка №480[8] муниципальной программой не предусмотрены целевые показатели по мероприятию № 1.4.1., 1.4.2., 1.4.7. в части оценки планируемых работ по благоустройству территории и укреплению материально-технического обеспечения.

В нарушение пункта 2.2.2. Порядка №480 при выделении дополнительного бюджетного финансирования по мероприятию 1.4.9 координатором программы не обеспечено изменение значения целевого показателя (1 объект).

В нарушение пункта 4.10 Порядка №480 в Докладе о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ Ейского района за 2021-2022 годы, размещенного на сайте администрации муниципального образования Ейский район, пояснения по расхождению плановых и фактических значений целевых показателей муниципальной программы отсутствуют.

4.2. В нарушение п.2.2.2. Порядка №480 в перечень целевых показателей не включены показатели, значения которых установлено соглашениями о предоставлении субсидий из краевого бюджета бюджету муниципального образования Ейский район как показатели результативности использования субсидий.

Контрольными обмерами от 25.09.2023 г. в МБОУ СОШ №7 установлено, что площадь кровли, количество прижимной рейки алюминиевой, количество воронок с обжимным металлическим фланцем без обогрева 110х450мм, ПВХ аэратор кровельный 75х375мм соответствует локальному сметному расчету №02-01 и актам о приемке выполненных работ КС-2 от 20.07.2022 г. №№1 и 2. Продольный и торцевой нахлест полотнищ соответствует п.п.5.1.24. свода правил кровли СНиП II-26-76 СП 17.13330.2017.

При осмотре кровли МБОУ СОШ № 7 обнаружена незакрепленная крышка (флюгарка) с вентиляционного канала (вентиляционной шахты) и слетевший колпак ПВХ аэратора.

Копия акта проверки направлена в Ейскую межрайонную прокуратуру.

Должностными лицами Управления образованием, МБОУ СОШ №23 при осуществлении конкурентной закупки по капитальному ремонту кровли и ее исполнении в 2022 году нарушены отдельные нормы: Градостроительного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона №135-ФЗ, Федерального закона №44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145, Приказа Минстроя №876/пр, Методики определения сметной стоимости №421/пр, Положения о проведении строительного контроля №468, Порядка изменения существенных условий контракта №589, что привело к неэффективному[9] и неправомерному, использованию бюджетных средств (иной субсидии) в размере 2 894,2[10] тыс. руб.

Итоговое значение по результатам аудита: 72,5 балла.

Итоговое значение находится в диапазоне от 50 до 85 баллов, что соответствует оценке по итогам аудита: «Эффективность отдельных направлений деятельности по использованию бюджетных средств образовательными организациями на проведение ремонтных работ зданий (нежилых помещений), переданных им на праве оперативного управления не обеспечена».


[1] Стоимость услуг строительного контроля по контракту №66-Т 78,9 тыс. руб. + Стоимость услуг строительного контроля по контракту №62-Т 47,9 тыс. руб.

[2] Стоимость контракта №62/63ЭА 7892,6 тыс. руб. – Справка МУП ОКС 5026,8 тыс. руб.

[3] 2865,5 тыс. руб. * 1,0% строительного контроля = 28,66 тыс. руб.

[4] Допущено расходование средств, которого можно было избежать.

[5] 2865,5 тыс. руб. + 28,6 тыс. руб. = 2894,2 тыс. руб. страница 43 Акта.

[6] Оплачены услуги по разработке сметной документации, а сами работы (ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, выполнены по другой, разработанной Подрядчиком сметной документации.

[7] Решение Совета муниципального образования Ейский район от 23.04.2014 №194 «Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ейский район» (в редакции решения Совета муниципального образования Ейский район от 15.07.2020 № 285).

[8] Порядок принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Ейского района, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 4 июля 2014 года №480 (в редакции от 17.02.2020 №132) (далее – Порядок №480).

[9] Допущено расходование средств, которого можно было избежать.

[10] 2865,5 тыс. руб. + 28,6 тыс. руб. = 2894,2 тыс. руб. страница 43 Акта.