Информация

07.03.2023

В ходе контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств, а также иных средств (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) на организацию питания в дошкольных образовательных организациях Ейского района в 2021 году и текущем периоде 2022 года (выборочно) в рамках муниципальной программы муниципального образования Ейский район «Развитие образования в Ейском районе» в отношении управления образованием администрации муниципального образования Ейский район и подведомственных ему дошкольных образовательных организаций (выборочно)» установлено, что Управлением образованием администрации муниципального образования Ейский район не в полной мере обеспечен контроль за документаций по планированию закупок согласно Федеральному закону №44-ФЗ составляемой подведомственными ей организациями, а также не обеспечен контроль за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Образовательные организации созданы в целях осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми. Основным предметом деятельности образовательной организации является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В муниципальном образовании Ейский район финансовое обеспечение организации горячего питания воспитанников ДОО осуществляется путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания с учетом родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Субсидии учреждениям предоставлялись в соответствии с решениями Совета муниципального образования Ейский район от 09.12.2020 года №321 «О районном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и от 08.12.2021 года №376 «О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на основании распоряжений начальника Управления образованием

Пунктом 5.1 Постановления администрации муниципального образования Ейский район от 16.10.2018 года №836 установлено, что до 100% средств, полученной родительской платы, направляется на организацию питания детей.

Основным источником финансового обеспечения организации питания воспитанников ДОО в проверяемом периоде являлись средства, получаемые учреждением от платы родителей за присмотр и уход за детьми.

В 2021 году и 9 мес. 2022 года доля расходов на приобретение продуктов питания ДОО за счет средств родительской платы составила 86,7% (64 176,8 тыс. руб.) и 82,1% (67 731,4 тыс. руб.) от общего объема расходов (73 962,9 тыс. руб. и 82 429,5 тыс. руб. соответственно) на приобретение продуктов питания.

Доля финансирования из бюджета расходов на приобретение продуктов питания в 2021 году составила 13,0% или 9 786,1 тыс. руб., а за 9 мес. 2022 года – 17,8% или 14 663,6 тыс. руб.

В ходе проверки эффективности расходования средств на организацию питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений отмечено, что в 2022 году произошло резкое снижение закупок продуктов питания конкурентными способами, а именно на 25,2% относительно 2021 года:

- Объем закупок дошкольными образовательными организациями продуктов питания, осуществленный конкурентным способом за 2021 год и 9 мес. 2022 года составил 53 513,3 тыс. руб. и 13 505,9 тыс. руб. соответственно.

- % закупки, осуществленный конкурентным способом, от общего запланированного объема закупки за 2021 год (82 130,6 тыс. руб.) составил 65,2%, за 9 мес. 2022 года (104 032,9 тыс. руб.) – 13,0%.

Экономия денежных средств по закупкам конкурентным способом составила 11 025,1 тыс. руб. в 2021 году и 232,2 тыс. руб. за 9 мес. 2022 года, что свидетельствует о снижении эффективности расходования денежных средств на организацию питания.

По пояснениям специалистов управления образованием снижение закупок продуктов питания конкурентными способами в ДОО в 2022 году и заключение «прямых» контрактов обусловлено рядом причин (ответ УО (на запрос КСП) от 02.02.2023 №2501-486/23-11):

- в конце 2021 года проведены конкурентные процедуры на закупку отдельных продуктов питания (сахар, яблоки, яйца, свежие овощи, рыба, хлеб, куры), из которых закупки свежих овощей и яиц не состоялись, ввиду отсутствия заявок от потенциальных поставщиков;

- в начале 2022 года цена на продукты питания значительно выросла и была нестабильна. В связи с этим поставщики предлагали цены и объемы поставок на период не более двух недель;

- закупка мяса и молочной продукции в 2022 году осуществлялась по «прямым» договорам в связи частыми перебоями поставки продукции в 2021 году, а также из-за неоднократной приостановки деятельности поставщика из-за наличия фальсифицированной продукции.

Кроме того, закупка продуктов питания в конце 2022 года на 2023 год не состоялась в связи с некорректным составлением планов-графиков ДОО при формировании потребности в продуктах питания для проведения совместной закупки (электронного аукциона) и невозможности публикации извещения на закупку конкурентным способом в декабре 2022 года.

Таким образом, невозможность размещения извещений на централизованную закупку продуктов питания, явилась следствием некорректно подготовленных документов руководителями ДОО, уполномоченными на осуществление функций заказчика в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

В ходе контрольного мероприятия была проведена проверка, включающая контрольные осмотры (выборочно) организации питания и соблюдение требований законодательства РФ при закупке, хранении продуктов питания, приготовлении и отпуске блюд, осуществлении внутреннего контроля при организации питания в МБДОУ ДСКВ №27, МБДОУ ДС №2, МБДОУ ДСКВ №16.

В результате установлено:

1) В Учреждении медицинским персоналом не отражается ежедневный осмотр каждого работника на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, что не соответствует требованиям пункта 2.22 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (МБДОУ ДС №2, МБДОУ ДСКВ №16);

2) В нарушение п. 3.6., 4.1 Положения о бракеражной комиссии, п. 1.2. Инструкции к Положению о бракеражной комиссии в журнале бракеража готовой продукции не отражена информация о снятии пробы готовых блюд (МБДОУ ДС №2).

3) В состав бракеражной комиссии включены сотрудники ДОО не соответствующие поименованным в разделе №2 Положения о бракеражной комиссии должностям (МБДОУ ДС №2).

4) В журнале учета температурного режима холодильного оборудования в проверяемом периоде не указаны точные данные температуры хранения суточных проб, что не соответствует требованиям п. 8.1.10. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в части несоблюдения температурного режима хранения суточных проб (МБДОУ ДСКВ №16).

5) Отбор суточных проб готовой продукции происходит не в полном объеме, что не соответствует требованиям п. 8.1.10. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (МБДОУ ДС №2, МБДОУ ДСКВ №25, МБДОУ ДСКВ №30).

6) На момент выезда в филиале МБДОУ ДС №2 по адресу ул. Карла Маркса, 75 в складском помещении отсутствовал измерительный прибор влажности воздуха, в МБДОУ ДСКВ №30 - в складском помещении измерительный прибор влажности воздуха находился в нерабочем состоянии (был приобретен новый измерительный прибор).

7) По результатам снятия остатков продуктов питания на складе в двух ДОО установлены излишки и недостачи: в МБДОУ ДСКВ №25 недостача продуктов питания на сумму 289 руб. 80 коп., в МБДОУ ДСКВ №30 выявлена недостача на сумму 417 руб. 19 коп., а также излишек на сумму 22 руб. 50 коп.

 

Суммы выявленных недостач внесены МБДОУ ДСКВ №30 и МБДОУ ДСКВ №25 на лицевые счета.

Копия акта проверки направлена в Ейскую межрайонную прокуратуру.

По итогам проверки контрольно-счетная палата МО Ейский район подготовила предложения Управлению образованием администрации МО Ейский район и подведомственным ей организациям:

1) В целях корректной подготовки документов руководителями ДОО, уполномоченными на осуществление функций заказчика в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ и обеспечения размещения извещений на централизованную закупку продуктов питания конкурентным способом уполномоченным органом, управлению образованием разработать методические рекомендации в части единообразия подготовки документации по планированию закупок - составление плана-графика (наименование объекта закупки).

2) Обеспечить соблюдение требований законодательства РФ образовательными организациями при заключении «прямых» контрактов (договоров), по применению формы типовых контрактов на поставку продуктов питания.

3) Проводить постоянный мониторинг организации питания в общеобразовательных организациях в целях обеспечения единого подхода и требований к организации питания (единой документации по организации питания, назначению ответственных лиц, оформление информационных стендов, проведения регулярных онлайн-опросов на сайтах, планов мероприятий).

4) Усилить контроль за своевременным размещением актуальной информации об Учреждении на официальном сайте http://bus.gov.ru.

5) Обеспечить уровень квалификации лиц профессиональным стандартам, участвующих в обеспечении качественного питания и специалиста по обеспечению муниципальных нужд (медицинская сестра по диетическому питанию, специалист по закупкам по Федеральному закону №44-ФЗ).

6) Обеспечить наличие рабочего измерительного оборудования в целях контроля температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях.

7) Обеспечить контроль по ежедневному осмотру работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний.

8) Обеспечить должный контроль за полным отбором суточных проб ответственным работником и занесение результатов в журнал бракеража готовой продукции - каждое блюдо и (или) кулинарное изделие.